Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы расскажем, почему же наша Коллегия рекомендует ведомственную апелляцию и поделимся своим опытом.
Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы расскажем, почему же наша Коллегия рекомендует ведомственную апелляцию и поделимся своим опытом.
Спойлер: Обжаловать в таком, внесудебном, порядке нельзя, нужно идти в арбитраж. А в заметке мы коротко расскажем почему.
Не секрет, что специалисты нашей Коллегии достаточно много внимания уделяют "ведомственной апелляции" ФАС России как эффективному и быстрому способу защиты законных интересов бизнеса. В части продвижения данного института это проявляется и в участии в подготовке Обзоров практики коллегиальных органов ФАС (см., например, тут и тут, книг по данной тематике), независимых заключений по рассматриваемым ФАС жалобам.
Поэтому и вопросы клиентов, друзей и добрых знакомых относительно ведомственной апелляции всегда, как говорится, особенно приятны.
Один из таких вопросов прозвучал буквально на днях. Компания не согласна с отказом УФАС возбудить антимонопольное дело в отношении предполагаемого нарушителя, в том числе усматривает в таком отказе нарушение единообразия практики антимонопольных органов. Можно ли обжаловать отказ в коллегиальные органы ФАС?
Партнер, руководитель антимонопольной и тарифной практик КА «Муранов, Черняков и партнеры», заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин отмечает:
"Ответ на этот вопрос приходится дать отрицательный – отказ в возбуждении дела нельзя оспорить и в этом порядке, и в порядке Административного регламента № 339. Для экономии места в Интернете и вашего времени, коллеги, процитируем ниже обоснованную, на наш взгляд, практику Федеральной антимонопольной службы, а также приведем аналогичную практику судов".
Так, в решении Федеральной антимонопольной службы от 24 февраля 2016 г. № ИА/12246/16 поясняется:
"Коллегиальные органы ФАС России вправе пересматривать решения и (или) предписания территориальных антимонопольных органов, принятые (выданные) по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в порядке, предусмотренном частями 4-16 статьи 23 Закона о защите конкуренции в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, возможность отмены или пересмотра ФАС России решений территориальных антимонопольных органов об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, как и переоценки лежащих в их основе доводов, Законом о защите конкуренции и Регламентом не предусмотрена. Указанные решения являются предметом судебного обжалования в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством".
Такие же разъяснения даны в письмах Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2017 г. № СП/83751/17, от 10 ноября 2017 г. № ИА/78587/17, решении от 24 июля 2015 г. № АЦ/37824/15.
Аналогичной позиции придерживаются и суды – см., например, дела № А40-89712/2017, А40-69305/2019.