Уважаемые коллеги!
На сайте издания "Деловой Петербург" вышла статья с комментарием партнера Коллегии Олега Москвитина.
Уважаемые коллеги!
На сайте издания "Деловой Петербург" вышла статья с комментарием партнера Коллегии Олега Москвитина.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку "Яндекс.Такси". Об этом регулятор сообщил в ответе на запрос депутата петербургского ЗакСа Алексея Цивилёва. Он опубликовал письмо службы 7 мая в своих соцсетях. Ведомство уделит внимание ценообразованию тарифов на поездки и комиссии компании, блокировкам пользователей в сервисе и системе рейтинга водителей.
Компания "Яндекс.Такси" не смогла предоставить "ДП" оперативный комментарий.
Проверка крупнейшего агрегатора такси стала возможна после частичной отмены моратория на проверки IT–компаний с 28 марта. Но вопросы у властей к "Яндекс.Такси" начали появляться раньше. В конце февраля замруководителя ФАС Пётр Иванов заявлял, что у ведомства накопились "серьёзные замечания" к сервису.
Ниже прилагаем полный текст комментария Олега:
"Давайте попробуем беспристрастно разобраться в ситуации. Высокие, по мнению многих, цены на такси могут иметь объективное обоснование. Это и возросшие цены на автомобили, и недешевеющий бензин, и необходимость привлекать водителей достойными заработками и многое другое. Что касается блокировок водителей, то часто (и по общем правилу) это санкции за некорректное поведение, хамство, попытки обмануть пассажиров – то есть меры по защите самих потребителей и поддержанию качества услуг такси. Очевидно, что агрегатор не заинтересован просто так блокировать своих водителей, ведь чем их больше, тем шире покрытие города агрегатором и больше денег он заработает. В столицах это, возможно, не так заметно, но в регионах нередки случаи, когда машина едет буквально с соседнего берега и ждать ее приходится по 20-30 минут. В такой ситуации даже привыкший к Яндексу пассажир нередко делает выбор в пользу местных служб такси, а агрегатор теряет деньги.
Соответственно, ФАС нужно разобраться, завышены ли, например, на данный момент цены/комиссии относительно объективных затрат в сфере такси или же имеют реальное обоснование и, например, прозрачна ли применяемая система блокировки водителей и пассажиров или позволяет злоупотреблять и принимать произвольные решения.
В опубликованном ответе ФАС России говорится, что антимонопольный регулятор проводит на сегодня проверочные мероприятия в отношении "Яндекс.Такси", то есть на данный момент признаки нарушения пока не установлены и говорить об этом рано. Еще в прошлом году ФАС по итогам анализа рынка подтвердила, что "Яндекс. Такси" занимает доминирующее положение на территории РФ и подавляющего большинства регионов страны", однако само по себе доминирование на рынке – не основание для антимонопольного воздействия: необходимо еще и подтвержденное злоупотребление доминирующим положением.
Если по итогам проверки признаки нарушения или нарушений будут установлены ФАС, то далее будет два варианта развития событий – возбуждение антимонопольного дела (если нарушение, как, например, при монопольно высоких ценах, не предполагает выдачу предупреждения предполагаемому нарушителю) или же выдачу предупреждения. Предупреждение выдается, в частности, если ФАС выявила признаки экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на одну и ту же услугу. Если компания выполняет предупреждение, в отношении нее не возбуждается антимонопольное дело, не накладываются в дальнейшем штрафы, зато граждане или компании-контрагенты монополиста получают быстрый эффект от оперативного устранения нарушения. А вот если монополист отказывается исполнить предупреждение, то возбуждается антимонопольное дело, по итогам которого компанию могут признать виновной (или не признать, если она докажет, что не допускала нарушения), выдать обязательное для выполнения предписание и наложить штрафы.
При этом рассмотрение антимонопольного дела – это более длительная (от нескольких месяцев), чем в случае с предупреждением, процедура, за которой нередко следуют продолжительные суды, приостанавливающие исполнение предписаний и взыскание штрафов. Часто без таких процедур не обойтись, но для рынка и общества обычно выгоднее оперативное и добровольное устранение нарушения монополистом, получившим предупреждение (и для самого предполагаемого нарушителя это тоже часто выгоднее, в том числе с точки зрения репутации).
Как уже понятно, теперь все будет зависеть от того, выявит ли ФАС признаки нарушения или нарушений и, если выявит, то каких. При этом нельзя говорить, что, например, предупреждение или предписание ФАС в случае некорректного ценообразования не является эффективной мерой. Если цены существенно завышены и ФАС обяжет снизить их до корректного уровня, то это очень важно для пользователей такси – главное, чтобы ФАС корректно определила этот экономически обоснованный уровень и в дальнейшем осуществлялся контроль за его соблюдением. Аналогично, например, и при снижении уровня комиссий для водителей, если в этой сфере будут выявлены нарушения.
В то же время нужно понимать, что, кроме прямого антимонопольного воздействия (а без него иногда не как), есть две даже более актуальные вещи:
Первая – развитие конкуренции на рынке. Обычно оптимальная для общества и рынка (в том числе такси) ситуация, когда на нем существует не один или несколько крупных игроков, а ряд активно конкурирующих между собою компаний. Конкурирующих (по цене, уровню комиссий, качеству сервиса и иным показателям) и за потребителей, и за условия для водителей. В таких случаях значительно меньше простора для завышения цен и любых других подобных проявлений. Безусловно, свое текущее положение "Яндекс-Такси" во многом заслужила – многолетней работой на рынке, колоссальными инвестициями в него. Однако важна проконкурентная политика государства в лице его различных органов (не только ФАС) в направлении развития реальной конкуренции на этом рынке, что особенно актуально и сложно в условиях, когда иных крупных игроков по сути не осталось (есть несравнимый по масштабам сервис "Максим" и местные службы в различных городах). С контролем за качеством услуг всех игроков, разумеется, чтобы не допускать вакханалии.
Вторая – это самоограничения со стороны крупных игроков, в том числе так называемое ответственное ценообразование. ФАС России активно продвигает подобные ценности. В настоящее время они должны быть максимально актуальны и востребованы в самых различных сегментах. Речь не идет о том, чтобы компании в такси работали себе в убыток, речь об установлении баланса, позволяющего и агрегатору такси зарабатывать достаточно для дальнейшего развития, и пассажирам платить за услугу разумные деньги, и водителям зарабатывать достойно".