icons_mchip
All news
Oct. 29, 2024

И опыт субподрядов трудный

Уважаемые коллеги!

В ИД "КоммерсантЪ" вышла статья с комментарием президента Коллегии Олега Москвитина.

Верховный суд РФ (ВС) ограничил участие субподрядчиков в госзакупках, для работ по которым требуется аналогичный опыт. Если ранее госзаказчики и суды допускали к таким конкурсам в том числе компании, выполнявшие работы по госконтракту в качестве субподрядчика, то теперь подход ужесточается. По жалобе ФАС экономколлегия ВС рассмотрела дело о госзакупке на содержание автодорог и решила, что участвовать в таком тендере могут только те предприятия, которые ранее были стороной госконтракта, то есть генподрядчиком проекта. Юристы полагают, что эта позиция создаст риски чрезмерного ограничения конкуренции, и отмечают тренд на сужение круга участников в сфере госзаказа. 

Ниже приводим полный комментарий Олега: 

"В рамках комментариев к предстоящему разбирательству в ВС РФ мы обсуждали, что Верховному Суду отчасти предстоит "выбрать" (понятие условное, поскольку речь идет все-таки не об экономическом регулировании со стороны Суда, а о толковании нормативной базы) между защитой результативности закупок (практика нередко презюмирует, что именно профильный опыт в госзаказе, причем опыт полного выполнения контрактов, а не субподрядной работы, подтверждает надежность исполнителя для государства) и обеспечением максимальной конкуренции.

Верховный Суд, как и прогнозировалось, "выбрал" первое, и в целом это соответствует как духу 44-ФЗ (обеспечение конкуренции не является главной ценностью). Также имеются, по моему мнению, основания и для того истолкования Постановления Правительства № 2571, которое сделал ВС РФ. При этом решение ВС РФ отчасти решает и проблему предоставления участниками торгов фиктивных (в том числе в части "раздутия" опыта) "частных" договоров, которые закупочной комиссии сложно проверить в отличие от имеющихся, например, в публичном доступе контрактов по 44-ФЗ.

Представляется, что конкуренция может снизиться, но насколько – покажет время. Также сложно оценить и оправданность сделанного (вопрос только кем – федеральным нормотворчеством или Верховным Судом, который только интерпретировал нормативную базу) выбора между результативностью (надежностью) и широкой конкуренцией. Для этого необходимо видеть федеральную статистику по числу неисполнений обязательств лицами, исполняющими дорожные госконтракты, и компаниями, выполняющими схожие работы в частом секторе.

В целом тенденция ориентира тендеров на опыт в сфере госзаказа, на наш взгляд, усиливается в рамках закупок по 44-ФЗ. Это подтверждается в том числе и недавно вышедшим Постановлением Правительства № 1285, которое позволяет госзаказчикам в ряде не связанных с дорожным строительством сфер требовать предоставления договоров (контрактов), именно выполненных головными исполнителями, но не субподрядчиками". 

Подробнее.